Новости

Интервью изданию «МЕТАЛЛ-КУРЬЕР»

В марте Владислав Шик – заместитель генерального директора по сбыту и внешнеэкономической деятельности ГК Акрон Холдинг – дал интервью журналисту издания «МЕТАЛЛ-КУРЬЕР» на тему текущей ситуации на ломозаготовительный рынке и перспективных драйверов роста отрасли.

Публикуем интервью В.Г. Шика. Оригинальную версию читайте в новом выпуске журнала «МЕТАЛЛ-КУРЬЕР» и на сайте metalexpert.com

AKRON HOLDING: поставка качественного лома – главный вектор развития отрасли

AKRON HOLDING, будучи одним из крупнейших игроков на российском рынке стального лома, отложила реализацию программы развития перерабатывающих мощностей уже несколько лет назад, на фоне введения первых экспортных ограничений. При этом, по мнению Владислава Шика – заместителя генерального директора по сбыту и внешнеэкономической деятельности компании, инвестиции в развитие не приносят ожидаемого экономического эффекта, поскольку комбинаты не дают хорошую разницу в цене между подготовленным и обычным ломом, а работают больше на повышение вариативности закупа и увеличение ломозаготовки. При этом в компании не исключают в обозримом будущем укрупнение рынка лома не только за счет экспортеров, но и внутренних игроков, поскольку рынок требует все больше вложений.

– МК: Владислав Геннадьевич, в 2019 году компания отложила реализацию программы развития заготовки и переработки стального лома из-за ограничения и возможного запрета его экспорта. Вернулись ли к ней к настоящему времени?

– ВШ: Сегодня, как и последние несколько лет, мы в большей степени нацелены на приобретение готовых активов по переработке заготавливаемого Холдингом лома в конечную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Сейчас в составе Холдинга уже 21 производственное предприятие, и это не предел. Однако ломозаготовительный бизнес остается основой Акрон Холдинг и первым звеном в концепции Холдинга полного цикла. Мы продолжаем развиваться в сегментах переработки как черного, так и цветного лома. Исторически сложилось, что цветной лом остается более доходным направлением, а черный в свою очередь требует все больших инвестиций.

– МК: Почему больших?

– ВШ: Лом является важнейшим металлургическим сырьем. Спрос на него растет с каждым годом во всех регионах, а его предложение ограничено: лом не может быть произведен в любом количестве, невозможно просто увеличить инвестиции и сразу получить больший объем. Металлофонд убывает – теперь, чтобы достичь прежних объемов, необходимо извлекать все больше и больше лома, требуются серьезные инвестиции в разработку более отдаленных мест демонтажей: работы и оборудование по демонтажу, подготовке, переработке лома. Кроме того, увеличиваются логистические затраты на доставку лома до комбинатов и производственных баз. Серьезных инвестиций требует оборудование: это и регулярный ремонт имеющегося, и модернизация парка – приобретение нового современного оборудования.

– МК: Какие проекты реализует компания в рамках развития заготовки и переработки лома?

– ВШ: В 2021 году мы приобрели шредер Lindemann, который легко справляется с крупногабаритной бытовой техникой, мелким отсортированным ломом, разрезанными транспортными средствами, превращая их в чистый и компактный измельченный лом; и пресс-ножницы Henschell с высокой производительностью и усилием реза. Кроме этого, значительно увеличили автопарк перевалочников и ломовозов. В ближайших планах продолжить модернизировать парк оборудования: пресс-ножницы для переработки лома мощностью 20 тонн в час, дробилку для увеличения объемов переработки кабеля и электронного лома, оборудование индукционного нагрева для извлечения твердосплавов и другое. В последние годы мы существенно расширили сеть приемных пунктов, а также расширяем географию присутствия крупными производственными базами. Из последних приобретений – большая площадка «Петромакса» в Москве, где был построен цех по переработке цветного лома и бытовой техники.

– МК: Большая часть из озвученных проектов направлена на качественную переработку лома. Насколько востребован качественный лом на внутреннем рынке? Есть ли тенденция к росту спроса на него в последние годы?

– ВШ: На рынке по-прежнему есть те, кто заинтересован в качественном ломе, и те, кто продолжает работать, как работал в 90-х или 00-х, с любым доступным ломом. Это в первую очередь зависит от технологического процесса, стоимость которого варьируется на каждом предприятии: кто-то работает только на качественном сырье и готов за него платить, для кого-то качество не так принципиально, главное – наличие сырья как такового. Но времена меняются. В новых реалиях самыми эффективными и прибыльными игроками на рынке будут те, кто, в том числе, заботится о своих поставщиках и качестве входящего скрапа.

– МК: Как много на российском рынке независимых компаний, которые поставляют качественно переработанный лом?

– ВШ: Немного, поскольку рынок диктует ломозаготовителям определенные правила. Даже при наличии перерабатывающего оборудования ломозаготовители оказываются перед дилеммой: тратить энергетические, людские, логистические ресурсы на качественную переработку лома или выгоднее поставлять потребителю непереработанный лом. К сожалению, разница в стоимости подготовленного и обычного лома невелика. Поэтому ломозаготовители чаще делают выбор в пользу последнего. Непереработанный лом превалирует еще и потому, что его отгрузка необходима для показателей оборачиваемости компании.

– МК: Вы сказали, что разница в стоимости подготовленного и непереработанного лома невелика. Можете конкретизировать, о каких суммах идет речь?

– ВШ: Сегодня между ломом 3А и 5А разница в цене варьируется от 500 до 2500 рублей, а наценка за лом 2А к 3А может составлять около 300 рублей за тонну. Безусловно, есть заводы, которые потребляют только качественный габарит – это часть их технологического процесса. Однако попасть в зависимость от таких комбинатов стратегически нецелесообразно: сегодня они готовы высоко платить за качественный лом, а завтра их потребности изменятся или они снизят стоимость наценки за качество в целях экономии. Таким образом отсутствие стабильного спроса на качественный лом, а также неоднородность уровня наценки на переработанный лом тормозит приток инвестиций и в целом развитие ломозаготовительного сектора.

– МК: Какие компании сегодня более успешные – с перерабатывающими мощностями или без?

– ВШ: Это вопрос индивидуальной эффективности компании и сотрудников, которые в ней работают. Наличие оборудования не гарантирует компании высокую прибыль. Нужно понимать, смогла ли компания нарастить свои мощности за счет более глубокой переработки, берет ли в работу сложные лома, перегружает или нет. С другой стороны, нельзя сказать, что компании, которые экономят на оборудовании, более эффективны.

– МК: Какой должна быть доходность в отрасли, чтобы инвестировать в перерабатывающее оборудование?

– ВШ: Крайне сложно оценить и усреднить уровень маржи для всех. Необходимо брать в расчет географию присутствия, тип сбора, уровень конкуренции и т.д. Не говоря уже о субъективности восприятия и целях владельца бизнеса. Сами по себе инвестиции в оборудование не принесут большого экономического эффекта. Современный парк оборудования повышает вариативность закупа: появляется возможность покупать и перерабатывать разные лома и уже за счет этого увеличивать объемы ломозаготовки. С другой стороны, нужно понимать, что с ростом курса и стоимости оборудования увеличиваются и сроки его окупаемости. Именно поэтому сегодня лишь единицы могут себе позволить приобретать сложное оборудование из Европы.

– МК: Как оцениваете вероятность укрупнения рынка ломозаготовки, учитывая низкую маржинальность сегмента черного лома?

– ВШ: Количество игроков уже очень сильно сократилось – об этом говорит статистика грузоотправителей. Повторюсь, рынок требует все больше и больше вложений, за счет чего продолжит укрупняться в дальнейшем. Кроме того, это может произойти за счет компаний, которые занимались только экспортом лома. Это естественные рыночные регуляторы.

– МК: Что, на ваш взгляд, необходимо для развития отрасли сегодня?

– ВШ: Сегодня ломозаготовительный бизнес – это не приемки металлолома, а значимая отрасль промышленности. Акрон Холдинг, начав свою историю с одного пункта приема металлолома в Тольятти, сегодня имеет в штате более 14 000 сотрудников, является членом профильных ассоциаций, постоянно инвестирует в современное оборудование, старается минимизировать экологические риски, ведет активную социальную деятельность. Мы невероятно приросли.

Наша отрасль требует инвестиций и маржинальности, чтобы мы могли развиваться и дальше, чтобы мы могли вкладывать в демонтажную технику, в увеличение мощностей по демонтажу, подготовке, переработке лома. Перед нами, как перед ломозаготовителями, стоит задача готовить качественную шихту с загрузкой вагона 70 тонн +, которую металлургам не нужно никак обрабатывать и можно сразу бросать в печь. Однако, чтобы поставлять качественное сырье и обеспечивать достаточные объемы (которые при этом растут с каждым годом) ломозаготовительному сектору необходима поддержка металлургов.

Металлурги, в свою очередь, также заинтересованы в том, чтобы получать качественный и подготовленный скрап – это значительно оптимизирует работу предприятия, но, к сожалению, не все готовы за него платить.

Я подчеркну, поставка качественного лома – главный вектор развития отрасли. И чтобы мы могли двигаться в этом направления, металлурги и ломозаготовка должны объединить усилия – это в интересах обеих отраслей.